Исторически сложилось, что Венецианская биеннале архитектуры давала зрителям глобальный взгляд на состояние профессии и главные темы, которые заботят ее представителей. В 2004 году Рем Колхас педантично разбирался в основных строительных компонентах, изучая самые, на первый взгляд, незначительные детали того, как мы строим города.Центральная выставка так и называлась — «Основы». В 2018 году Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара дальновидно сосредоточились на важности общих городских пространств с FREESPACE, а в 2021 году — на биеннале, отложенной на год из-за пандемии, Хашим Саркис интересовался, как после всего случившегося мы все-таки будем жить вместе? Проект этого года поставил Африку, африканскую диаспору и архитектуру в центр дискурса. И через нее недвусмысленно дал понять: время западноевропейской культуры проходит, и страны, которые долгие годы оставались на периферии, теперь становятся главными игроками.
Не все национальные павильоны, тем не менее, согласились с куратором о главной движущей силе архитектуры будущего. Мы изучили все позиции и выбрали самые яркие мнения насчет того, как будет развиваться сфера в ближайшие годы.
Бразилия: будущее в племенах
Полностью засыпанный землей — чтобы «познакомить публику с традициями территорий коренных народов, жилищами киломбола и церемониями кандомбле» — бразильский павильон сосредоточен на том, чтобы прогрессивная европейская публика узнала названия бразильских племен — тукано, араваки и маку — и оценила их вклад в культуру страны. Параллельно с этим кураторы начинают большой и сложный разговор о колониальном прошлом Бразилии (на это вполне прозрачно намекает название выставки — «Деколонизация канона»). Бразилия в популярной культуре долго представлялась как страна, построенная буквально в пустыне, на ничьей территории, хотя в реальности модернистские шедевры Рио-де-Жанейро располагаются на земле, с которой были изгнаны коренные народы.
Бразилия в популярной культуре долго представлялась как страна, построенная буквально в пустыне, на ничьей территории, хотя в реальности модернистские шедевры Рио-де-Жанейро располагаются на земле, с которой были изгнаны коренные народы.
Турция: будущее в руинах
Антрополог Элизабет Фишер в своей программной работе «Сумочная теория эволюции человека» говорит, что первым культурным приспособлением, использованным людьми, была сумка-переноска, которая позволяла им перевозить собранные овощи, а вовсе не героические охотничьи инструменты. Этой теорией воспользовались кураторы турецкого павильона Севиндже Байрак и Орал Гекташ и представили в Венеции «Сумочную теорию архитектуры». Согласно ей, человечеству в первую очередь стоит обратить внимание (а потом собрать и восстановить) руинированные здания, а не сосредотачивать все свое внимание на новых технологических победах архитектуры. В рамках исследования, лежащего в основе павильона, кураторы собрали и систематизировали всю доступную статистику по неиспользуемым зданиям по всей Турции. Согласно Байрак и Геткташ, именно эти заброшенные школы, закрытые больницы и опустевшие заводы — и есть «лаборатория будущего». Тем более в стране, в которой после землетрясений в Кахраманмараше в феврале этого года 13 миллионов человек остались без жилья.
Нидерланды: будущее в самоорганизации
Кураторы нидерландского павильона признали, что в будущее мы не попадем, пока не перепридумаем буквально все сферы жизни: экономику, социальную сферу и политику. И поэтому пригласили именитых специалистов по экономике подумать о том, как сократить неравенство, стать более экологичными и более свободными и представили результаты этих поисков в виде выставки. Несмотря на глобальные замыслы, изменения кураторы начинают с себя, точнее, со своего павильона. Пока организовывали экспозицию про то, как переустроить общество, Нидерланды успели выстроить в павильоне самодостаточную систему водоснабжения: здание собирает дождевую воду и использует ее для всех своих нужд и для полива близлежащего сада. Тут же инструкции: как такую же систему у себя дома построить самому. В общем, полный think globally and act locally.
Кувейт: где родился, там и пригодился
Павильон Кувейта назван «Заново изобретая заново изобретенный Кувейт».
Страна, многим известная как один из эпицентров большинства современных геополитических конфликтов (спасибо нефтяным месторождениям), согласно кураторам национального павильона при должном желании может стать показательным примером того, как можно переустроить территорию с проблемной историей.
А заодно разработать международные стратегии по восстановлению исторической застройки: она в Кувейте была практически полностью снесена войнами. Вместе с этим кураторы пытаются разобраться, как функционирует в таких странах внутреннее сообщение вплоть до общественного транспорта, который, несмотря ни на какие войны, предполагается делать этичным и экологичным. Переустройство страны предполагается делать не силами приглашенных «западных» специалистов, как это было принято раньше, а в тесной связки с локальными сообществами, местными активистами и с вниманием в местной истории и обычаям — в общем, максимально деликатно.
В этом списке — великие, но утраченные, постройки: футбольный стадион, выкопанный жителями близлежащего района, карандашная фабрика, призванная окультурить крестьян, и первая работа будущей звезды архитектуры Константина Мельникова. Конструктивизму — сто лет. Главные сохранившиеся здания Рассказываем про важнейшие конструктивистские постройки, которые должны были помочь появиться новому человеку: баню в форме самолета, башню в виде корзинки для бумаг и типографию-горизонтальный небоскреб. Хлеба и зрелищ Рестораны и кафе, где гостям предлагается просто еда давно остались в прошлом — за ужином или обедом теперь надо как минимум изучать современное искусство или слушать концерт, а как максимум — чувствовать себя частью комьюнити. Выбрали три московских заведения, которые прививают такой подход к ресторанному делу и более чем успешно формируют вокруг себя сообщество единомышленников. На белом свете Поговорили с архитектором и урбанистом Ильдаром Ильдархановым (КБ «Стрелка») о том, почему в мегаполисах так светло, как это влияет на психологическое состояние горожан и почему Москву подсвечивают так, что видно из космоса.