Что помимо локации и бюджета сейчас важно для покупателя? Очень многое, список значимых факторов все время растет. Лучший ответ на запросы клиентов – надо быстро строить и выполнять обещания с качеством никак не меньше того, что демонстрируется в рекламе.

Поэтому неизбежно, в частности, и то, что застройщики увеличивают и будут увеличивать затраты на благоустройство и инфраструктуру проектов. Во сколько обходятся подобные затраты? Если оценивать уровень этих расходов, то даже в масс-сегменте они вряд ли могут быть менее 10 000–12 000 руб. на 1 кв. м продаваемой площади.

Например, на нашем столичном объекте ЖК «Яуза парк», который построен рядом с парком «Сокольники», мы постоянно улучшали проект в части квартирографии, дизайна мест общего пользования, благоустройства территории, качества малых архитектурных форм и спортивных площадок. К примеру, такой элемент благоустройства, как детская горка, обошелся в несколько раз дороже, чем предусматривалось изначальным проектом. Но качество и внешний вид у нее получились гораздо выше, чем у первоначального варианта, а эмоциональная составляющая несравнима.

Еще в одном нашем проекте, строительство которого планируется начать в ближайшее время, – «Береговой. Жилой квартал на Москве-реке» – мы также используем комплексный подход. Клиенты независимо от класса проекта не хотят платить за неиспользуемые пространства. Поэтому планировки в проекте становятся максимально функциональными. Проект изначально фокусируется на возможностях для семейной аудитории. Это детский сад на 150 детей, детский клуб, две школы на 1100 учеников, объекты спортивного и оздоровительного назначения – все они будут располагаться на территории квартала. Далеко не все нежилые помещения предназначены для традиционного стрит-ритейла (супермаркет, кафе, услуги и проч.). Значительная часть площадей отдается под комьюнити-центры. Это помещения с управляемой функцией, которые жильцы смогут в дальнейшем использовать в собственных целях – для проведения совместных занятий, встреч и праздников. Подобный формат достаточно широко распространен в Европе, а у нас он пока еще является редкостью. На наш взгляд, именно такой, комплексный и последовательный, подход обеспечит успешную реализацию проектов.