Меняющиеся экономические условия ужесточили конкуренцию на рынке новостроек. О главных трендах 2017 года, перспективах развития и новых проектах "Интерфаксу" рассказал коммерческий директор компании "Главстрой Девелопмент" Дмитрий Земсков.

Дмитрий, ощущается ли рост конкуренции на рынке новостроек Москвы?

Конечно, ощущают все компании. Но с другой стороны, это вызов, это хорошая соревновательная история. Предложений новостроек становится все больше и больше, но последние пять кварталов спрос остается высоким. Несмотря на все разнообразие выбора, для клиента важна динамика строительства, качество продукта, надежность застройщика и т.д.

Как законодательные новеллы повлияли на спрос?

Какие бы изменения не происходили в законодательстве, покупателю нужна уверенность. А она приходит тогда, когда на стройплощадке каждый день работают краны, растут этажи, закладываются фасады, дом обрастает окнами, укладываются коммуникации, включается тепло. Все смотрят за динамикой строительства, это наглядный индикатор. Если клиенты уверены в надежности и репутации застройщика, то приобретают и будут приобретать новостройки на любой стадии: и на начальной, и на финальной.

Какие еще перемены в предпочтениях потребителей вы наблюдаете?

Покупатели стали прагматичнее. Не стремятся платить за нефункциональные квадратные метры и избыточные площади. Но с другой стороны, бюджет квартир тоже не может снижаться лишь за счет простого математического действия — постоянного уменьшения квадратуры. Существует определенная грань, переступать которую нельзя от слова "совсем". Надеюсь, что проекты, сплошь состоящие из малогабаритных "однушек", и квартиры–пеналы площадью менее 20 кв. м останутся в прошлом. Покупателям по-прежнему важен комфорт.

Каких жилых проектов стоит опасаться покупателю?

Лучше держаться в стороне от застройщиков с непонятной репутацией, объекты которых находятся в сомнительном состоянии, а динамика строительства значительно отстает от заявленной. Как правило, такие компании стараются привлечь клиентов ценовым демпингом.

К чему может привести ценовой демпинг?

Такая стратегия заканчивается печально, это лишь вопрос времени. Можно забрать на себя какую-то часть спроса, но это — забег на короткую дистанцию. У застройщика множество строительных обязательств, кредитная нагрузка, которые в случае колебания рынка, внутренних сложностей он рискует не выполнить. Постоянный демпинг также опасен и тем, что не позволяет улучшать ни качество продукта, ни качество клиентского сервиса, что непосредственно отражается на продажах.

На каких проектах сфокусирована деятельность вашей компании сегодня. Какие планы по развитию?

Мы ввели в эксплуатацию ЖК "Яуза Парк", который построен рядом с Сокольниками на берегу Яузы-реки. На данный момент в этом проекте реализовано 93% квартир. Хороший показатель востребованности проекта. Для сравнения: по статистике в Москве доля непроданных квартир в готовых новостройках составляет 17% (ИФ – по состоянию на второе полугодие 2017 года).

В ближайшем Подмосковье (Балашиха, микрорайон Железнодорожный) активно реализуется ЖК "Столичный". Здесь в построенных домах нет свободных квартир, а в двух домах, близких к сдаче, осталась всего одна квартира. В "Столичном" завершилось строительство детского сада на 220 человек. В Ярославле ведена в эксплуатацию первая очередь ЖК "Династия", ведется строительство второй. Кроме этого мы готовим новые московские проекты к выходу на рынок. Мы движемся, развиваем площадки, строим главное.

Расскажите о ближайшей премьере.

Это "Береговой", жилой квартал на Москве-реке. Площадка находится в Филях, в Западном округе столицы. Старт запланирован на ближайшее время. Концепция проекта вдохновлена Москвой-рекой и непосредственно связана с ней. Будущая набережная длиной 1 км — один из самых масштабных проектов, составляющих программу развития Москвы-реки.

Всего запланированы три очереди строительства. Общая территория квартала составляет 31,6 га – большой комплексный проект с разнообразной и самодостаточной инфраструктурой, ориентированной на современный стиль жизни. Наш покупатель не будет вынужден тратить время на поездки по городу, чтобы отвозить детей в сад и школу, посещать оздоровительный центр и заниматься спортом, искать место для встречи с друзьями, совершать регулярные покупки. Что касается профиля аудитории, то мы фокусируемся, прежде всего, на семейных покупателях.

Какие особенности обыгрывают семейную концепцию комплекса?

Во-первых, это изначальная ориентация квартирографии на семьи различных возрастов и составов. Более 80% объема занимают квартиры от «евродвушек» до пятикомнатных. Во-вторых, в нашем проекте предусмотрен образовательный кластер – детский сад, две школы, развивающий центр. В-третьих, помимо привычного набора объектов стрит-ритейла (магазины, бытовые сервисы и пр.) запроектированы площади под комьюнити-центры. Жильцы квартала смогут использовать их по собственному усмотрению, например, для занятий своих детей с репетиторами, проведения семейных праздников, встреч с друзьями или дружеского общения с соседями. Нечто похожее мы реализуем в ЖК "Столичный" (в нем предусмотрен свой семейный клуб), жильцы горячо поддерживают эту идею.

Насколько актуальны комьюнити-центры для России?

Это очень перспективное направление. Приятно, что возрождается культура добрососедства. Часто бывает, что люди, которые не то чтобы в одном подъезде, а на одной площадке живут, друг друга не знают. Возможность проводить время по интересам на территории своего дома снова может стать хорошей московской традицией.

Каким оказался 2017 год для рынка недвижимости?

В наших проектах все складывается благополучно. Однако подводить финальные итоги рано, впереди еще несколько недель напряженной работы. Рынок ждет традиционное предпраздничное ралли. Хотя и в новогодние праздники можно «догонять» сделки, которые не были закрыты в декабре.

А что будет с рынком в перспективе ближайшего года?

Полагаю, что пик предложения на рынке новостроек Москвы еще не достигнут. В этом году и начале следующего года предложение ещё будет нарастать. При этом платежеспособный спрос вряд ли продемонстрирует такую же бурную динамику, как динамика предложения. Главное в текущей ситуации – не останавливаться и продолжать работу над улучшением проектов.