Место красит человека

Парадоксально, но факт — порой собственники квартир при выборе нового жилья отказываются уезжать даже из районов города с отвратительной транспортной доступностью и промышленными предприятиями. И все из-за нежелания менять привычный образ жизни, замечает управляющий партнер "Метриум Групп" Мария Литинецкая. Ну а что уж говорить про уютные и комфортные районы с любимыми двориками, парками, водоемами, магазинами?

Менее всего, по словам эксперта, привязываются к локации молодые люди до 30 лет. Однако молодые семьи с детьми уже стремятся жить рядом с родителями, ведь родственники могут подстраховать, забрав ребенка из детского сада. Да и помогать пожилым родителям всегда проще, когда живешь всего в паре остановок от них.

И потом, семейные люди жестко привязаны к инфраструктуре, связанной с их детьми: детские сады, поликлиники, школы, училища и институты, спортивные секции, творческие кружки. В совокупности все эти факторы подталкивают людей к поиску жилья в своем районе, добавляет генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин.

Локальный отбор

По статистике, в массовом сегменте на вторичном рынке до 80% клиентов интересуются покупкой жилья в том же районе, где они живут. На первичном рынке массового сегмента доля покупателей, живущих в том же или соседнем районе, доходит до 60%, приводит данные Литинецкая.

Например, в небольшом ЖК "Яуза-парк" на долю москвичей — "локалов" приходится около 70% сделок. "Кроме того, специально для целевой аудитории, предпочитающей жить в любимом районе рядом с парком Сокольники, где и расположен "Яуза-парк", действует стимулирующая акция "Только для своих" — дополнительные преференции на приобретение квартир (скидка 2%) и машино-мест (скидка 3%)", — рассказывает коммерческий директор "Главстрой Девелопмент" Дмитрий Земсков. Таким образом, в денежном выражении выгода может составить до 400 тысяч за 3-комнатную квартиру и до 65 тысяч рублей за машино-место в охраняемом паркинге, поясняет он. 

Однако, как замечает руководитель аналитического центра "Инком-Недвижимость" Дмитрий Таганов, необходимо разделять желания покупателей жилья и их реальные финансовые возможности, которые порой сильно расходятся. По его словам, нужно также учитывать и то, что в некоторых районах выбор на первичном рынке недвижимости ограничен из-за небольшого объема предложения. И если представленные в данной локации жилые комплексы не удовлетворяют потенциальных покупателей из-за стоимости или качественных характеристик, то люди делают выбор в пользу вторичного жилья здесь же или новостройки в другом районе. 

Найти новое жилье можно далеко не во всех районах, соглашается управляющий партнер ГК "ВекторСтройФинанс" Андрей Колочинский. В частности, Рязанский район на 90% состоит из устаревших "хрущевок", поэтому у клиента, подбирающего здесь новое жилье, в сущности, выбор небольшой. Но именно это иногда и обуславливает большую долю "локалов" в числе покупателей местных проектов.

Новое или бэушное?

Желание выбрать жилье в том же районе, разумеется, подогревается привычкой к его инфраструктурной начинке. И здесь, с одной стороны, "вторичка" выгодно отличается от новостроек за счет наличия уже развитой инфраструктуры. Однако часто на этом все плюсы заканчиваются, замечает генеральный директор IKON Development Евгения Акимова. По ее словам, даже комплексы, построенные 5-7 лет назад, уже не соответствуют представлению о современном жилье. Дело в том, что кризисные тенденции привели к изменению девелоперских стратегий. На рынке стали появляться проекты "на класс выше" — новостройки по доступным ценам, обладающие характеристиками, свойственными еще несколько лет назад преимущественно высокобюджетным объектам.

"Жесткая конкуренция вынуждает застройщиков постоянно улучшать объекты, выводимые на рынок, а в строящиеся добавлять востребованные опции, включая качественное благоустройство придомовой территории или отделку квартиры, которую можно оплатить через ипотеку", — замечает Земсков.

В свою очередь генеральный директор компании "Азбука Жилья" Владимир Каширцев подчеркивает, что именно за счет собственного инфраструктурного наполнения современных жилых комплексов, которым смогут пользоваться и жители соседних домов, будет происходить формирование новой среды и нового круга общения.

С этим соглашается руководитель департамента новостроек компании "НДВ-Недвижимость" Марина Комогорова, напоминая, что новые проекты зачастую представляют собой комплексную застройку, а это значит, что изначально создается единое пространство со сформированным инфраструктурным наполнением, включая возможности досуга во дворах — скейт-парки, площадки для воркаута, оригинальные площадки для отдыха. 

Еще одно преимущество новостроек перед "вторичкой", которое касается социального окружения, отмечает Таганов: "В домах, относящихся ко вторичному рынку недвижимости, порой сменяются целые поколения покупателей, и даже если изначально в какой-то локации и жили люди одного уровня достатка, то затем, после того, как собственники разъезжаются и перепродают свои квартиры, окружение может сильно измениться". А в сегменте новостроек, по его словам, ситуация другая: в жилые комплексы того или иного класса заселяются люди примерно одного уровня достатка, что и приводит к формированию более единообразной социальной среды, чем на "вторичке".

Состязание бюджетов

Сегодня покупка квартиры на первичном рынке, даже в готовом доме, чаще всего оказывается выгодной сделкой. Об этом говорит и статистика: из 10 клиентов, продавших свое вторичное жилье, 6 рассматривают для покупки именно новостройки, указывает Литинецкая.

Приоритет спроса на новое жилье по сравнению со вторичным — естественный процесс, устранение дисбаланса, существовавшего на рынке с момента его зарождения, добавляет Земсков. "Сейчас даже в домах на этапе ввода в эксплуатацию можно найти хорошие квартиры по выгодным ценам. Мы видим, что разница в цене по сравнению со вторичным предложением может достигать 15-25% в пользу покупателя новостроек", — резюмирует он.