Минстрой России еще в конце прошлого года предложил перейти от существующей ныне практики учета потребления воды и энергоресурсов на автоматизированную дистанционную систему, но в последнее время говорит только "о поддержке разумных инновационных решений". Особенно остро вопрос встал из-за замера потребления воды. Дело в том, что в России 99% водомерных приборов находится в квартирах, и снимать показания со счетчиков могут только сами жильцы. Но эти данные не всегда отражают истинную картину водопотребления: люди забывают передавать данные или искажают их, управляющие компании терпят убытки, поэтому смена счетчиков уже началась и на вторичном рынке жилья.

"Главстрой Девелопмент" использует "умные" счетчики электричества в строящихся ЖК "Яуза-парк" (Москва), "Столичный" (Московская область), "Династия" (Ярославль).

"Когда-то мы все платили за воду без счетчика, потом государство решило, что это неэффективно, и теперь в каждом доме (квартире) есть водосчетчик, "умный" водосчетчик - это просто следующий шаг", - считает гендиректор компании "Стриж телематика" Андрей Синицин. Интернет вещей сокращает сроки сбора информации, устраняет ошибки, неизбежные при ручном сборе данных или полуавтоматическом учете, дает возможность обработки больших массивов информации без участия человека.

Битва технологий

"Умный" прибор замера расхода воды "Стриж телематика" - первый в России счетчик, работающий на основе LPWAN-технологии (Low-power Wide-area Network), и пока единственный. Глобальный LoRa Alliance, использующий LPWAN, работает с крупными промышленными заказчиками.

Как выглядит такой прибор? К обычным тахометрическим водосчетчикам, произведенным Арзамасским приборостроительным заводом (в них поток воды вращает лопасти турбинки, и, в зависимости от количества вращений прибор регистрирует количество расходуемой воды), подключается (или встраивается) радиомодем, который два раза в сутки передает на базовую станцию почасовую статистику потребления. Станция принадлежит управляющей компании, таких станций "Стриж телематика" поставила уже более 250 в 30 регионов России и стран ближнего зарубежья. Сигнал может передаваться на расстояние до 10 км благодаря беспроводной технологии LPWAN. Радиомодем благодаря низкому энергопотреблению может работать от батарейки 10 лет.

Счетчик внутри системы

"Умный" счетчик - это не только собственно датчик с радиомодемом, но и программное обеспечение, которое собирает и обрабатывает данные приборов учета, рассчитывает стоимость потребления, формирует отчетность для управляющих компаний, поставщиков и потребителей (квитанция). В Интернете вещей все эти данные собираются и обрабатываются в "облачном" хранилище, а не на сервере УК. Если сравнивать стоимость установки "умного" счетчика, включая ПО, то, как считает Артем Седов, гендиректор компании "Большая тройка", на GSM и LPWAN сейчас она будет одинаковой. "Но легче строить на готовой инфраструктуре GSM - не нужно вкладываться в базовую станцию, так как вышки строят сотовые операторы", - поясняет он. "Большая тройка" продала более 200 000 "умных" счетчиков на GSM-модемах.

"Минус LPWAN в том, что она работает на не защищенной государством частоте: есть магниты, которые могут заглушить радиосигнал", - уточняет Артем Седов. Такой "глушитель" стоит 3500 руб., а штраф за его установку - всего 500 руб. И люди будут глушить сигнал, чтобы уменьшить коммунальные платежи.

Роман Власов, гендиректор компании "Элдис" (разработчик системы диспетчеризации общедомовых счетчиков тепла, воды, газа и электроэнергии) говорит, что "Стриж телематика" - единственная российская компания среди производителей "умных" счетчиков ЖКХ, которая от слов перешла к делу. Если говорить о недостатках, то на практике радиосигнал на заявленные 10 км проходит только на открытом пространстве, в плотной городской застройке устойчивая зона покрытия - всего 4,5 км".

"Во многих странах законодательство требует, чтобы конечные приборы учета - счетчики - были подключены к Интернету, у нас же подключены только общедомовые приборы учета, - отмечает Андрей Федоров, старший бизнес-консультант по IoT-решениям компании Huawei Technologies. - Если бы сделать так, чтобы и конечные приборы учета были подключены, то это послужило бы серьезным толчком для развития ЖКХ". Так, "умные" счетчики в Австралии, где существует дефицит пресной воды, дают возможность управляющим компаниям моментально реагировать на слишком большие объемы водопотребления и быстро устранять аварии. Такая же ситуация в многих европейских странах - Италии, Великобритании и др.

Андрей Синицин считает, что в России рынок "умных" приборов растет слишком медленно, и так будет до тех пор, пока власти не введут обязательную установку "умных" счетчиков.